В этом спектакле каждый стремится к свободе. Но для одного свобода - это произвол, для другого - справедливость, а для кого-то - предельная честность. И никто не знает, чем придется пожертвовать ради этой свободы. Знаменитую пьесу Островского "Гроза" ставят уже 150 лет. В Челябинском ТЮЗе эта постановка - третья по счету. Кажется, все давно придумано, обкатано, и мы, конечно же, про Катерину или Кабаниху знаем все. Тем не менее, выбор театра, работающего для молодежи и школьников, понять можно. "Грозу" изучают в школе. "Нет, извините. Каждый новый спектакль - это новое решение, новые находки. Сегодня режиссер делает Кабаниху не такую, как делал Малый театр, когда Кабаниха была чуть ли не восьмидесятилетняя А у нас Кабаниха - в самом соку", - отмечает Роза Орлова.
Во время дневной репетиции артисты прогоняли финальную сцену. Декораций на сцене минимум, костюмы - явно не из XIX века. Все сосредоточено на внутреннем состоянии героев. Тексты вроде знакомы. Вдруг понимаешь, что нет привычных штампов, что это, в сущности, рассказ про нашу сегодняшнюю жизнь.
Режиссер спектакля Олег Иванов - выпускник Московского театрального института имени Щукина, учился в мастерской Валерия Фокина. Но родом Олег из Челябинска: после окончания академии культуры, он поработал артистом в ТЮЗе, потом в омской драме, затем была Москва. Челябинская "Гроза" - его дипломная работа. И хотя среди артистов есть его бывшие сокурсники, с труппой он сумел найти общий язык. Более того, Олег принял предложение театра - начать режиссерскую карьеру в Челябинске. Режиссер говорит: "В Москве часто такое деление: столица - провинция и не в пользу провинции. Хотя я работал в Омске и знаю, что хорошие спектакли и актеры есть и в провинции. Порой возникало желание это доказать и что-то сделать в своем городе".
Что удалось, зрители увидят на премьере "Грозы". А несколько дней назад актеры ТЮЗа вернулись с фестиваля детских спектаклей "Золотая репка", который проходил в Самаре. Челябинцы играли "Золотого петушка" по Пушкину в театре драмы. Там и сцена великовата, и свет похуже, чем дома. Да и публика была непростая - маленькие дети и взрослые участники фестиваля. Директор челябинского ТЮЗа Роза Орлова рассказывает: "Зал активно начал воспринимать где-то к середине спектакля. То есть, нашим ребятам пришлось этот барьер проходить и забирать зрителя".
После каждого спектакля был круглый стол. Обсуждая челябинский спектакль, даже критики удивлялись: почему именно Пушкин? Ведь "Сказка о Золотом петушке" - не детская. "Нам надо выходить на зрителя перед спектаклем. И говорить: "Ребята, есть фольклор новгородский, есть фольклор горьковский, самарский. Это оттуда. И то, что вы сейчас увидите, это все великий Новгород. В XV-XIV веке все у них было", - считает Роза Орлова.
Даже ради этого стоило съездить на фестиваль. Ведь новый сезон для театра и его зрителей - это снова поиск. И путь к сердцу каждого, кто сидит в зале, не прост.
//
Источник: ГТРК Южный Урал
16.09.2010 16:32