Сегодня, 21 марта, в Международный день кукольника, Александр Борок, главный режиссер челябинского театра кукол, рассказал о том, почему Урал для него предпочтительнее Питера

  Иным детским мечтам не  суждено сбыться. Но  именно они становятся причиной важнейших событий в  жизни. Мечта Александра Борока стать кинорежиссером привела его из  родного Омска в  Свердловское театральное училище, куда он  приехал поступать на  режиссуру. Не  поступил и  вернулся к  работе в  театр кукол, где на  тот момент уже год трудился монтировщиком. А  дальше  — угадывается: познакомившись с  театром изнутри, загорелся новой мечтой…

  —  На  следующий год я  уже поехал поступать в  Ленинград. Поступил в  ЛГИТМиК  — нынешняя академия театрального искусства, закончил отделение, готовившее актеров театра кукол. После этого целенаправленно поехал в  Челябинск  — хотел работать с  Валерием Вольховским, одним из  самых выдающихся режиссеров в  Советском Союзе.

Вообще, нам предлагали остаться, но в  питерских театрах не  было того, что было в  Уральской зоне  — здесь занимались действительно новым искусством, ставили замечательные пьесы. Хотелось работать здесь.

  —  Александр Владимирович, а  что за  слухи, будто вы  дебютировали в  роли Пугала?

  —  Совершенно справедливые слухи. В  челябинский театр я  приехал работать актером. И  первый спектакль, в  котором я  играл  — это «Аистенок и  Пугало». Один из  последних шедевров Вольховского. Это особенный спектакль с  двумя сюжетными линиями  — одна считывалась взрослыми (это отношения между мужчиной и  женщиной), а  другая  — детьми (то, что происходит между куклами). Он  туда еще добавил стихи  — получилась очень серьезная работа, в  которой я и  дебютировал в  роли Пугала.

  —  Сбылась мечта  — вы  работали с  Вольховским…

  —  Да, но, к  сожалению, недолго  — всего три года. Он  потом уехал в  Воронеж. Звал нас с  собой, но мы  отказались  — здесь была своя, уже полюбившаяся атмосфера, родная труппа. В  итоге  — остались и  стали создавать свой театр с  Сергеем Плотовым. Мы  придумали проект «Черный театр», с  которым потом долго работали, ездили по стране. Фактически, в  этих постановках было всего два актера  — Сергей и я. За  время одного выступления мы  меняли образы несколько раз.

Потом, в 1996 году, когда ушел главный режиссер, дабы никого другого нам не  поставили, труппа выбрала на  это место меня.

  —  А  откуда такое название  — «Черный театр»?

  —  Все думали о  том, что там чернуха какая  то была, или много черного юмора. Но на  самом деле это не  так. Когда давали такое название, исходили из  совсем других соображений: вот человек идет по улице, видит вывеску: «Черный театр». Конечно, ему станет любопытно. Меня бы, например, заинтересовало  — что это такое?

Хотя и  юморка, конечно, тоже хватало. Мы  просто очень своеобразно начали: сделали такой полукапустник-полуспектакль, назывался он «Спокуха, Маша!». Это были 80  е, только появлялся альтернативный андеграунд  — рок из  подполья: это и «Аквариум», и «Машина времени», и «Зоопрак» Майка Науменко, и  другие. Вот на  основе их  песен мы  сделали рок-оперу. И  когда показывали, случайно на  спектакле оказались московские критики, и им он  очень понравился. После этого мы с  Плотовым стали говорить журналистам, что делаем спектакль «Рассказы о  Ленине», и  это будет  — нечто. Все заинтересовались. А на  самом деле  — мы  просто трепались об  этом, ничего не  делали. Потом уехали с  гастролями в  Германию, а  когда вернулись  — узнали, что этот спектакль уже заявлен в  афише в  рамках областного фестиваля, премьера через две недели. И мы  были вынуждены за  неделю придумать и  сделать спектакль. Но  это был хороший опыт, после этого работали серьезно, не  трепались больше…

  —  Это и  было рождение «Черного театра»?

  —  Да, так мы  стартанули. Куклами в  спектакле там были чугунные Ленины  — скульптуры каслинского литья. Они, оказывается, складывались  — на  маленького надевался чуть побольше, и в  итоге получалась целая матрешка из  Лениных.

Этот спектакль мы  возили на  множество фестивалей, его видела вся страна. Притом что он  был очень провокационный для того времени, мы с  ним немало проблем хлебнули. В  Чите, например, так и не  смогли его сыграть  — нам просто дорогу перекрыли. Запретные темы, запретное искусство…

  Спектакль из  самиздата

  —  Александр Владимирович, расскажите о  каком  нибудь необычном случае в вашей работе.

—  У  нас в  театре всегда было особое отношение к  Хармсу. Мы  его страшно любили, переписывали от  руки, перепечатывали на  печатной машинке  — изданий  то тогда его не  было, только детские книжки. Мы им просто зачитывались! И  решили, что нужно поставить что  то по его произведениям. Так появился спектакль «Вещь», в  котором я в  числе прочего сыграл девочку  — в  платье, с  бантиком… Однажды уникальный случай произошел: мы  поехали с  этим спектаклем на  фестиваль, и я  получил приз за  лучшую женскую роль! Мне даже сережки подарили, кулончик (смеется). Я  таких случаев больше не  знаю.

  —  А  как вам давалась работа над «Кроликом Эдвардом», за  которого театр получил «Золотую маску»?

  —  Да все банально на  самом деле. Услышал про книжку по радио, купил, прочитал  — мне очень понравилось. Стал думать, как сделать из  нее спектакль  — нужен был очень хороший художник. И  как  то судьба свела меня с  Захаром Давыдовым, и  дальше  — звезды сошлись. Так редко бывает. Ведь нет никакой формулы успеха, формулы любви  — здесь то  же самое. Просто должно что  то такое случиться, чтобы все сложилось, и  спектакль понравился и  зрителям, и  театральным критикам.

Ожидать такое невозможно. Чем больше ждешь  — тем меньше шансов что  то получить. Об  этом вообще лучше не  думать. «А сейчас я  буду делать спектакль для «Золотой маски»…»  — Не  дай бог, с  такими мыслями браться за  работу! Тогда вообще ничего не  получится. Я  все делаю для себя, друзей, детей, зрителей.

А потом  — все эти награды ведь по большому счету ничего не  меняют. Ну  вот назвали меня заслуженным артистом  — и  что? Я от  этого лучше играть стану? Тот факт, например, что Ди Каприо в  очередной раз не  дали Оскара  — ничуть его не  портит. Наоборот  — ему все не  дают, а он  все лучше становится…

  —  Вы, помимо прочего, обучаете актеров?

  —  Я  преподаю в  колледже культуры актерское мастерство и  кукловождение. В  этом году к  нам в  труппу пришло шестеро моих выпускников. Сейчас вот четвертый курс выпускается, мы с  ними «Маленькие трагедии» Пушкина делаем.

  —  Александр Владимирович, есть такое мнение, что любой актер театра кукол мечтает стать драматическим актером. Это так?

  —  Да, есть такое мнение, и  оно не  совсем безосновательно. Когда люди поступают в  театральный институт, то если они не  проходят на  актера драмы, им говорят: «а вот у  нас кафедра театра кукол есть, хотите?». И  получается, что в  кукольный театр подчас попадают не  самые лучшие актеры  — те, кто, по сути, не  поступил на  драму. Но  это ничего не  значит. В  институте студент может быть одним, в  театре  — совсем другим. Актером человек становится только тогда, когда он  приходит в  театр и  начинает играть  — вот когда можно судить.

Так вот, многие актеры из  тех, кто приходят не по желанию, а по стечению обстоятельств, действительно начинают любить кукольный театр. Но  есть и те, которые продолжает мечтать о  драме, и  это действительно серьезная проблема.

Конкретно в  нашем колледже мы  набираем не  тех, кто не  поступил на  драму  — к  нам люди приходят учиться сознательно.

И в  конце концов, не  все актеры театра драмы хотят работать в  драме. Все люди  — разные, поэтому не  надо их  одной краской мазать и  думать, что каждый кукольник мечтает о  другой сцене  — это не  так.

  —  Какие  то важные социальные проблемы могут в  кукольном театре подниматься?

  —  Да, в  этом смысле у  нашего театра даже больше возможностей. Например, голова может у  куклы оторваться. В  обычном театре это сложнее  — голову у  артиста не  оторвать, а  здесь  — запросто. Или играть с  формами, размерами  — можно сделать человека во  всю сцену, а  можно  — мизерного. Так что, можно какие угодно спектакли ставить, проблемы поднимать, разбирать сложнейшие произведения  — в  этом плане потенциал кукольного театра неисчерпаем.

  —  А  взрослые спектакли вы  сейчас ставите?

  —  Да, хотя не  так много, как хотелось бы. Из  последнего  — это «Цыганочка» по пушкинским «Цыганам» и по опере Рахманинова «Алеко». Мы  совместили эти два произведения в  одно. Артисты и  поют, и  танцуют, и  играют на  инструментах… Причем поем не  только отрывки из  оперы, но и  много чего другого  — Высоцкого, например.

У нас есть спектакли, где играют только куклы  — актер одет во  все черное и  отделяется светом, его не  видно. Но  все-таки больше  — совмещенных, когда и  куклы, и  актеры. Вообще, я  всегда стараюсь подходить к  постановке так, чтобы появление кукол было обоснованным, естественным. Чтобы не  было такого  — играем куклами, потому что это театр кукол. Все должны понимать, зачем они нужны в  данном конкретном спектакле.

  —  Какие у  вас планы на  ближайшее будущее?

  —  Есть фестиваль «Соломенный жаворонок», он  будет проходить в  октябре этого года. И у  нас он  проводится под названием: «Фестиваль спектаклей театра кукол для взрослых»  — то есть спектакли будут самые разнообразные  — от  серьезных трагедий до  настоящих петрушечных комедий!. К  нам съедутся из  разных городов России и  зарубежья, привезут самое лучшее, что было создано за  последние два года.

 

Заманова Розали Акрамовна

 
По теме
Сотрудники музея совместно с Музеем Победы г. Москвы и Государственным бюджетным учреждением «Донецкий республиканский краеведческий музей» знакомят посетителей музея с мультимедийным проектом "Я знаю правду о войне».
Выбирайтесь из дома в выходные и посещайте культурные события! В предстоящие субботу и воскресенье, 30 и 31 марта, в городе пройдёт множество интересных мероприятий и встреч.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
1-DytyuytutuSC_1017.jpg - Ozersk74.Ru На последнем заседании Собрания депутатов перед народными избранниками с докладом об итогах работы по обеспечению правопорядка в 2023 году выступил начальник озёрского УМВД Кирилл Черепенькин.
Ozersk74.Ru
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района