Ночные бдения в театре
Приглашение из Озерска на грандиозные ночные бдения в театре вызвало одновременно удивление, сомнение и интерес. Маленький городок, к тому же закрытый, зазвал к себе аж 12 театров, и не только родных, южноуральских, но и соседских — из Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Зрителям предлагалось провести в театре всю ночь. И не сидеть в мягких креслах, а топать по самым темным закоулкам закулисья, спускаясь в трюм и карабкаясь на чердак. Последнее, кстати, вспоминая челябинских театралов, большинство которых все-таки не молодежь, и вызывало это самое сомнение по поводу успеха задуманного.
Энтузиасты из труппы
— Какие билеты? Все давно продано! — директор озерского театра «Наш дом» Владимир Кулик разводит руками и тут же кричит в другой конец коридора: — Юля, памятки для сталкеров готовы?
— Что за памятки? — пытаюсь разглядеть из-за директорского плеча.
— Это список телефонов для волонтеров, которые будут сопровождать зрителей в путешествии по театру. Народу будет много, мало ли что… При необходимости они смогут связаться с милицией, скорой помощью, пожарными.
— Серьезно у вас тут все продумано, — качает головой коллега.
— И сколько будет народу? — вприпрыжку бегу за директором, который обходит свои владения перед грандиозной тусовкой.
— Человек пятьсот, если не больше.
— Подождите секундочку. Там света нет! — вахтерша бросается наперерез директору, который намеревается подняться по лестнице в один из цехов. Через секунду вспыхивает лампочка, и мы, не сбавляя скорости, бежим наверх.
— А как народ воспринял идею поработать ночью? Неужели добровольно согласились? — испытываю директорское терпение, а заодно его желание быть с прессой откровенным. Кулик резко останавливается, разворачивается на каблуках.
— Сначала действительно отнеслись с неохотой. С одной стороны, это лишний напряг для сотрудников, я их понимаю. У меня были опасения, что согласятся лишь молодые, но… не знаю, потом, может, смирились, может, втянулись, но мне кажется, что все работают с энтузиазмом. 127 человек в штате и практически все заняты, из актеров отказались только двое, и то по состоянию здоровья.
Улучив минутку и отстав от коллег, отправляюсь в «самостоятельное плавание». Как же, согласились! Наверняка, в принудительном порядке. На служебном входе две пожилых женщины. Одна — вахтерша, с ней все понятно — дежурство, а что делает вторая?
— Начальник хозяйственного отдела, — представляется Галина Кайгородова.
— А вам не тяжело целую ночь работать? — сочувствую Галине Яковлевне. — Может, лучше дома было остаться?
— Нет, дома скучно, — машет руками собеседница. — Дети выросли, а мне не привыкать — 51 год в театре как-никак. Правда, такого еще не было, чтобы всю ночь напролет, столько разных артистов, спектаклей. Я бы сама посмотрела, да некогда.
Ставка на интеллигенцию
До начала действа еще два часа, но в театре все бурлит и клокочет. Вот приехали челябинские артисты — ах, обнималки-целовалки. В холле режут бутерброды, раскладывают пирожки, пирожные — все-таки всю ночь народ гулять будет. В зале проверяют софиты и микрофоны. Директора я обнаружила в мастерской, которую в срочном порядке переоборудовали под игровую площадку. Не понаслышке зная, что такое театральная мастерская, тихо ахаю:
— Как вам удалось все разгрести?! Это же колоссальная работа.
— Машинами вывозили хлам, — смеется Владимир Александрович. — «Ночь в театре» — удачный повод разобрать завалы, избавиться от ненужных вещей.
— Ну, рассказывайте, как вы додумались до жизни такой?
— Идея пришла случайно. Сначала думали сделать своими силами, заявили об этом на сайте, пообщались с коллегами из других театров. Они говорят: «А мы тоже хотим поучаствовать». И мы начали собирать желающих. Так из местной самодеятельности получился целый фестиваль.
— Во всех театрах жалуются на кризис. А вы приглашаете столько гостей. За чей счет праздник?
— На самом деле это оказалось не так уж дорого. Главные расходы — на транспорт и питание участников. Нас поддержали администрация, «Маяк», спонсоры. Многое через взаимозачеты: они нам автобус, а мы им — новогоднее представление для ребятни. Вот так и договорились.
— Главный вопрос: зачем вам все это надо?
— Основная цель — выйти на широкую публику, привлечь внимание СТД. Пока мы не можем конкурировать с гастролями и премьерами, поэтому делаем ставку на имиджевые мероприятия. Ну и внутренние задачи — вернуть публику в наш театр и объединить и подготовить коллектив к выполнению самых сложных задач. Не секрет, что за долгие годы люди теряют навыки, а это прекрасный тренинг для всех служб.
— И все-таки вы рискуете. Вы уверены, что зрители примут условия вашей игры и будут бегать за вашими гидами по всему театру? Может, они предпочтут сидеть в зале или буфете?
— Мы рассчитываем именно на нашего зрителя. В Озерске интеллигенция составляет четверть населения, и наши зрители, в отличие от Челябинска, где этот показатель пять процентов, не пропускают ни одной премьеры, ни одной акции, на них мы и надеемся.
Из трюма на мансарду
Все началось само собой, без звонков и фанфар. В холле зрителей встречали артисты и трижды, по-русски, челомкались со всеми желающими. Для хорошего настроения и на память сей знаменательный момент фиксировали на фотоаппарат. В зале тем временем уже шло представление, типа репетиция при свете. Кто-то уже смотрел, а кто-то еще входил. Зрители рассаживались по креслам, при этом никто не качал прав и не требовал свое место. Короткое представление всех участников, и тут же присутствующие разделились на группы по 25-30 человек и отправились со своим сталкером-сопровождающим в разные концы театра.
Мы решили для начала спуститься в трюм — самое загадочное место. По пути посетили театральную костюмерную — пофотографировались, постучались в гримерки к артистам — и нам тут же открыли, пробежали за сценой — увидели призрак оперы, спустились в оркестровую яму — выглянули из нее на сцену, наконец, добрались до трюма. Мужчины галантно уступили место на скамейках девушкам. Под одобрительный хохот «дворники, иногда выходящие на сцену» сыграли мини-спектакль по Хармсу. На обратной дороге встретились с другой группой, которая также отправилась на экскурсию в костюмерную. Вполне взрослые дяденьки и тетеньки с раскрытым ртом разглядывали театральные костюмы, трогали реквизит.
— И что это вы такие счастливые? — не удержалась от желания по-журналистски съязвить.
— Так ведь интересно, — искренне призналась зрительница.
— Где еще такое увидишь, — добавила другая.
— Девочки, не отставайте, заблудитесь, — кричит из-за кипы костюмов далеко не юный зритель. Да, 25 процентов явно не подкачали. Ваша взяла, Владимир Александрович.
Концерт под лестницей
В холле театра «своя свадьба». Молодежь тусуется под музыку с «Естественным загаром». Пара бальзаковских дам позируют юным художницам, на кушетке молодой парнишка самозабвенно подставил свое лицо гримерше, которая с упоением выводит красной краской рот до ушей.
— Девочки, а куда цыгане делись? — дама с бокалом в руке дергает меня за рукав. — Я так хотела потанцевать.
Ринулись на поиски цыган. На лестничной площадке тишина и полумрак. В самом низу колодца горят свечки и слышны звуки гитары. Идем на звук. Зрители сидят прямо на ступенях, стоят выше на пролет, толпятся у стен. Осторожно ступая между рук и ног, пробираемся поближе к свету и источнику звука. Понятно: трио «Трое» во главе с Владимиром Азимовым, одним из участников легендарного «Тринтета». Коллектив распался, вместо него Владимир создал новый, который за короткий срок завоевал своего зрителя. Завороженные прекрасным исполнением и тонким актерским юмором, застреваем на пару-тройку номеров, с неохотой выходим в коридор, а на нас обрушивается совсем другой мир.
Студенты из Екатеринбурга представляют актерские наблюдения без единого слова. Чтобы было понятно — в духе незабвенного Леонида Ярмольника, талантливо изображавшего в свое время утюг, лампочку и прочие неодушевленные предметы. Зрители взрываются бурей аплодисментов. Краем глаза замечаю мелькнувший алый платок, разворачиваюсь на каблуках и бегу за цветастой юбкой. В большой комнате кого только нет: безусые бояре в высоких шапках дерутся на мечах, перед зеркалом наряжают принцессу, чуть поодаль скромно стоит то ли Шемаханская царица, то ли просто
восточная красавица. Упустить случай и не примерить царское платье? Ни за что!
Ну вот и полночь бьет. В зале собрались все участники на общий концерт. Как раз и «Квинтет» из Екатеринбурга подтянулся, сорвал овации и отправился переодеваться на сольное выступление.
— Ну что, всё посмотрели? — выходя из зала, сталкиваюсь с Куликом.
— Почти.
— Поздравляю, вы совершили невозможное. У нас программа построена так, что посмотреть все полностью от начала до конца просто нереально.
— Намекаете на то, что придется еще раз приехать?
— Приезжайте! Весной, думаю, мы повторим эксперимент.
Виктория ОЛИФЕРЧУК