Произведения искусства, которые легко умещаются на ладони. Лаковые шкатулки, табакерки и подносы возрастом в несколько сотен лет представлены на выставке в уральской столице. Некоторые из работ очень ценятся среди коллекционеров. Почему? Узнала Полина Яковлева.
Взгляд, движение рук – легко читается каждая деталь. Удивляешься, когда понимаешь, что нарисованная картина со спичечный коробок.
"Это, конечно, труд адский. В XIX веке еще ведь не было линз, не было освещения. Все это делалось в мастерских невероятным трудом", – говорит коллекционер Илья Сбруев.
Как именно, знает Илья Сбруев. Коллекционер из Москвы четыре года собирал лаковые шкатулки, табакерки и подносы по всему миру: США, Германия, Франция. Причем все работы выполнены исключительно российскими художниками. За границей такое искусство оценивают в десятки тысяч долларов.
Моду на лаковые шкатулки ввел Петр I. На европейский манер их начали делать не из дерева, а из папье-маше. Материал оказался настолько прочным, что даже спустя три века на шкатулках не увидишь ни единой царапины.
Самые первые лаковые шкатулки начал делать купец Петр Коробов. Чтобы сделать только коробку, уходило полгода. Затем роспись вручную, которая могла затянуться и на год. Каждую шкатулку делали в единственном экземпляре. Украшали серебром, а чтобы картинка блестела ярче, шли на хитрость.
"Шкатулка с изображением Елизавете Воронцовой написана на перламутре, и вот все передает свечение платья. Вот оно все у нее светится. Это на перламутре", – рассказывает коллекционер Илья Сбруев.
В советское время мода на лаковые шкатулки не уходит. Меняются сюжеты. Рисуют Ленина, народ, модели автомобилей. Лаковые изделия дарят высокопоставленным чиновникам.
Увидеть выставку своими глазами можно в Музее изобразительных искусств до конца апреля.
Полина Яковлева