В Государственном историческом музее Южного Урала представят уникальный меч работы златоустовского мастера Геннадия Берсенева. Памятный клинок «Отечественная война 1812 года» и ножны к нему изготовлены в 1958 году для Международной выставки в болгарском городе Пловдиве.
Всего знаменитый художник-гравер создал для той зарубежной экспозиции три декоративных меча-близнеца. Два из них, посвященных славным победам русского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 годов и в Русско-Турецкой войне 1877-78 годов, хранятся Златоустовском краеведческом музее. Третий же клинок из этой серии находится в Государственном историческом музее Южного Урала и представляет огромный интерес как памятник декоративно-прикладного искусства нашего края.
В июле 2017 года меч увидит свет, а его сияющую узорчатую поверхность смогут пристально рассмотреть все челябинцы. В рамках проекта «Выставка одного экспоната» стальной клинок покинет фондохранилище и всего на одну неделю разместится в специальной витрине в зале истории постоянной краеведческой экспозиции музея.
Посмотреть есть на что. Такие экспонаты — всегда в единственном экземпляре. Лезвие меча украшено тончайшим растительным орнаментом, переплетением дубовых и лавровых ветвей, нарядными композициями из щитов и шлемов, копей и ружей. Особое внимание привлекают ножны, на которых изображены батальные сценки из Отечественной войны 1812 года.
В 1950-е годы в искусстве украшения холодного оружия вновь становятся популярны миниатюры на военную тематику, лавровые и дубовые ветви, символизирующие победу русского оружия. Традиции, заложенные художниками-оружейниками XIX века, возрождаются и развиваются — снова применяется травление металла «под ящур», которое активно использовал знаменитый Иван Бушуев в начале XIX века.
Автор художественного оформления меча — Геннадий Берсенев (1923-2006), златоустовский мастер, Заслуженный художник Российской Федерации, член Союза художников России и лауреат почетной премии имени Ивана Бушуева в области изобразительного искусства. Ветеран Великой Отечественной войны, Геннадий Михайлович учился на образцах художественного оружия мастеров XIX века, возрождал старые приемы и разрабатывал новые композиции. С 1947 года работал художником в гравировальном цехе Златоустовского машиностроительного завода, затем был художественным руководителем гравировального цеха № 16, а с 1969 года стал главным художником-гравером завода. С 1993 по 2006 годы — до самого ухода из жизни — работал одним из ведущих художников в компании «Практика».