Кафедральные Встречи

Кафедральные Встречи
Фото: chgik.ru
Узнать основную информацию о герое нашей беседы можно на официальном сайте ЧГИК, получить представление о его сегодняшней деятельности – через поисковики интернета, познакомиться с кругом интересов – зайдя на страницы ВК: личную страницу Николая Валерьевича и страницу сообщества «ЧелоВечное Кино».  И всё-таки, подобные материалы – это скорее характеристики личности, нежели полноценное представление о ней. Как сказал Дмитрий Лихачёв в интервью Урмасу Отту: «Репутация подменена характеристиками». Действительно, чтобы набор характеристик стал репутацией, то есть создавшимся общим мнением о чьих-либо достоинствах или недостатках, помимо данных о человеке, нужно что-то ещё. Например, озвучивание героем своего личного мнения, собственного отношения к тому или иному вопросу. Ряд вопросов сегодня и будет задан Николаю Тележникову.

М: Николай Валерьевич, если посмотреть на Вашу страничку ВК, то предстанет картина, где присутствуют выкладки по сценарному и операторскому мастерству, режиссуре. И тут же   - художники-маринисты, и здесь Иосиф Бродский читает свои стихи… Это стечение обстоятельств – «что приходит, то и выкладываю», или концепция?
Т: Концепция. Я в интернете подписан на большое количество специализированных «киношных» групп, эти группы периодически чищу, оставляю только то, что мне интересно. И, собственно, по тому, что выкладываю,  можно увидеть круг моих интересов. И Бродский, и маринисты, и Дали; учебные мастерские различных кинематографических профессий: от продюсера до  монтажных штучек; короткометражки, на английском и на русском.
М: Фактически получается – вот территория  Николая Тележникова, хотите здесь присутствовать – пожалуйста, не хотите – не надо, так?
Т: Конечно, никого не заставляю! Просто часто меня спрашивают: а где можно найти то-то и то-то? Я им отвечаю – заходите на мою страницу, здесь всё есть: и правила построения композиции кинокадра, как отстроить звук в фильме, свет, как написать сценарий, посмотреть очередной короткий метр, и музыку послушать.
М: Значит, не только развлекательная функция, но и образовательная?
Т:   Я   бываю на разных специализированных кинематографических сайтах, профессиональных сайтах. Вот, вспомнился анекдот. Что обсуждают критики, рассматривая картину? Композицию, цвет. Контрасты, перспективу, объёмы, стилистику, образы… Что обсуждают художники, стоя перед картиной? Где купить дешёвый ацетон. Где краску взять. Вот есть такие сайты, где мастера, которые от сохи, от аппарата кинокамеры,   обсуждают самые простые, самые элементарные вещи: как почистить объектив,  как поменять стекло, где купить фильтры и т.д.
М: Да, сегодня   многие ориентируются в инет-пространстве, но чтобы не погибнуть в шелухе – такой проводник просто незаменим.
Т: Помимо информации из интернета, я выкладываю сканы книг – это для моих профессиональных единомышленников. Кроме того, как заведующий кафедрой  размещаю не только материалы, связанные с обучением, но и, например, приглашения на фестивали – это важная информация, связанная с продвижением студенческого кино.
М: Что значит для Вас «говорить на одном языке с единомышленниками»?
Т: Мы договариваемся о терминологическом ряде. Если я говорю «десятая рама»с «фростом»   меня понимают. Если говорим о всяческих сценарных штучках, отличиях и придумках разных сценаристов - есть люди, с которыми можно это обсудить, и с которыми очень интересно общаться. Мы сейчас активно сотрудничаем с молодёжным центром кинематографистов, который работает при союзе кинематографистов. Кроме того, мы вошли в сообщество региональных кинематографистов.  Они аккумулируют вокруг себя кинематографические силы в провинции, проводят различные мероприятия, помогают друг другу. Например, мы   устраиваем показ Питерского молодёжного центра, сотрудничаем с Петрозаводском, с Ярославлем, с Кемерово, Краснодаром, Тюменью, Якутией... Одним словом, есть люди, которые нам интересны и мы им интересны, потому что мы живём в условиях иных,   чем центр. Мы денег, как правило, на производство кино не получаем, никто нам не помогает. Всё, что мы тратим – мы заработали сами, своими силами. Соответственно то, что мы делаем, достаётся непросто. Выручает и поддерживает дружеская помощь.
              Всем известно библейское «Не сотвори себе кумира». Кумирами не всегда становятся люди, получить этот эмоциональный статус преклонения могут, например, города. Известно тяготение творческих личностей к Москве и Санкт-Петербургу. Порой, особенно в молодости, оно плавно перекочёвывает в однозначное утверждение – «Только там!». Только там можно полностью реализоваться, только там лучшие силы страны, только там пространство истинного искусства и т.д. Было ли искушение Санкт-Петербургом в жизни нашего героя.
М: Николай Валерьевич, известен факт Вашей биографии – Вы получали высшее образование в ЛГИТМИКе СПБ, несколько лет жили в этом потрясающем городе. Нет ли какой-то трагедии в том, что когда-то СПб был в Вашей жизни, а теперь Вы не там?
Т: Нет, трагедии никакой нет. Шесть лет – вполне достаточно. К слову, я и сейчас бываю там раз в год, иногда чаще. В тот год, когда я закончил институт, мы организовывали телевидение в Кыштыме, это было жутко интересно. То есть буквально: мне дали подвал, я спроектировал студию, закупил комплект оборудования, кроме того обучал ребят в детской школе кино и телевидения… То есть фактически мы сделали ТВ на пустом месте…это было очень интересно и замечательно. Потом   создавали следующую телестудию - в городе Озёрск, где я был главным редактором. Вновь прошли путь от практически «нуля» до прямых эфиров и документальных фильмов. Потом – ТО «Уралтелефильм» в Екатеринбурге. Знаете,  везде был какой-то цикл работ, куда вкладывалась определённая энергия. Можно схематически это представить так: период начался, я в него включился, сделал и пошёл дальше. Я надеюсь, что силы, которые я приложил, были потрачены не зря.
М: То есть, реализация – не есть понятие географическое?
Т: Мне долго казалось, что я привязан к месту. Потому что Кыштым - это моя родина. Очень красивый город. Это горы, озёра, прекраснейшая природа, - живи и радуйся. Я достаточно долго там жил, играл в рок-группе, конечно…и казалось, что мне будет скучно в другом месте. Но потом -   Питер. И эти два города, Питер и Кыштым, слились в один. Иногда я просыпался и, не открывая глаз, соображал – так, а сейчас где я? И оказалось, что улица Пролетарская из города Кыштыма находится параллельно Невскому проспекту. Так что, на самом деле неважно, где ты находишься.
            Русский литератор Эдуард Севрус посвятил теме кумиров следующее четверостишие:
Никто нам не сможет тогда помешать
Возвыситься гордо над миром,
Когда мы сумеем себя уважать,
Как мы почитаем кумиров.
 
Уважение и почитание – важные правила отношений Учителя и Ученика , которые складываются из множества составляющих, в числе которых доминируют факты профессиональной и личной жизнедеятельности.
М: Николай Валерьевич, по Вашему мнению – что должны знать о своих педагогах студенты, а что – нет? Не секрет – творческие профессии утончают грань душевной близости, не опасно ли это для студента и его педагога?
Т: Когда я учился в техническом вузе, там, конечно, я знал о педагогах меньше.  Педагоги в техническом вузе были… не совсем, разумеется, роботы, но… я должен был знать сопромат, высшую математику, английский язык для технических переводов… Скажем так, важны были знания, но  никого не интересовало твоё состояние, твоё настроение. А в творческом вузе, когда поступил в ЛГИТМИК,  всё стало иначе. Смотришь на педагога, слушаешь как он говорит, следишь как он мыслит, и иначе нельзя! Потому что если ты не обаян персоной, не возникнет глубокого понимания, и невозможно будет совместно творить. Я разговариваю со студентами   как с коллегами: я - преподаватель, но – и коллега, а они просто пока  растут.  Вырастут и добьются ещё больше, чем я! Дай Бог… И вот пока  на такой волне разговариваем. Я с ними делюсь опытом, который приобрёл, теоретическими замечательными знаниями, рассказываю всё, что знаю, ничего не утаиваю. Другое дело, что не всегда студенты это понимают, воспринимают это как должное, не оценивая подарка педагога. Вот как будто ты даришь яблоко человеку,  а он оставляет его на морозе…
М: Должен ли понимать студент, что преподавательская деятельность часто не оставляет времени на творчество? Практика показывает, что творческому человеку, в жизнь которого мощно входит административная деятельность, приходится жертвовать своим творчеством.
Т: Ну, вот тут трудная ситуация. Действительно, с одной стороны… Недавно я пригласил на съёмку в новый съёмочный павильон института своего друга - артиста, он прочитал стихи поэтов Серебряного века. Я снял это с большим удовольствием. Но сейчас у меня нет времени для творчества, все мои задумки, творческие посылы сосредоточиваются на том, что я помогаю студентам. «Вот такая получается ситуация, что я пододвинул свою творческую жизнь ради того, чтобы поделиться с вами тем, что я знаю», говорю я студентам.  У меня есть, что снять, но пока я этим увы не занимаюсь.
М: То есть жертвенности Вы не ощущаете?
Т: Такая миссия пассионарная… Я эту миссию, наверное, ощутил ещё в школе, потому что думал об этом периодически… Может, потому и Питер меня не купил. Я всегда думал, что и здесь на Урале люди не менее творческие чем в столице, просто не всегда они в себя верят, не могут оценить  насколько они ценны. Появляются единомышленники, которые помогают подняться, помогают появлению такого понятия как Челябинский кинематограф. И на всех уровнях мы продвигаем эту идею, собираем кинематографистов, которые в Челябинске есть. Мы показываем фильмы, встречаемся, воспитываем культуру принятия интеллектуальных ценностей у студентов. И поскольку у нас образовательный центр -   наш ВУЗ, наша кафедра,  я считаю, что это прямая моя обязанность. Я рад, что удаётся наших челябинских ребят интегрировать в общее кинодвижение России. Мы помогаем ребятам самоопределиться и понять, чего они хотят. И мы всегда будем помогать им, чтобы они не были, и не чувствовали себя, ни второсортными, ни второстепенными.
Николай Рерих сказал: «Мечта – это знание сердца».
Жан Жак Руссо отметил: «Разум указывает нам цель…»
Пьер Буаст констатировал: «Счастье – это сон наяву».
М: Николай Валерьевич, в драматургии у Героя есть Мечта и Цель, они могут совпадать или нет, но в любом случае все истории – это стремление Героя к Счастью. Что для Вас есть Цель, Мечта и Счастье?
Т: Мечта – снять кино, а цель – чтобы другие сняли кино. Чтобы здесь, в Челябинске, умели снимать кино; чтобы находились люди, готовые инвестировать в кино, и люди которые могли, умели бы это кино смотреть. Да, я мечтаю снять кино. Но сейчас я чётко понимаю, что этим заниматься нет возможности. Знаете, когда педагогам Московской консерватории предстоит участвовать в концерте как исполнителям, они за два месяца прекращают встречаться со студентами – им нужно сосредоточиться на музыке. Это интимный процесс, нельзя тратить время и энергию на других людей. Помню, когда я учился в музыкальной школе и по восемь часов в день занимался музыкой   готовясь к экзаменам – тогда появлялось совершенное иное ощущение музыки. На уровне драматургии произведения, на уровне запахов и вкуса. Ре минор – солоноватый, си минор  - чуть кисловатый, до мажор – сладковатый с малиновым оттенком…
          Но сейчас я должен ежедневно общаться со студенческой «братвой», помогать  - сегодня одним, завтра – другим, и у каждого своё настроение, свои проблемы… Моя энергетика распыляется. Я заряжаю людей, а сам… не всегда ресурс восполняется.
М: И всё-таки, как бы Вы представили через кадры картину своего Счастья?
Т: Я сижу в зрительном кинозале, смотрю фильм своего студента, кино хорошее, потом я иду после этого на обсуждение, чай пью или глинтвейн, и вспоминаю, каким он, мой студент, был шалопаем когда-то… а теперь вот! Мне кажется, каждый педагог хочет, чтобы студенты были ему благодарны. Я буду всю жизнь благодарить своих педагогов, и уважать их, и любить… каждого по-своему. Когда приезжал в Челябинск мой учитель Александр Николаевич Сокуров, мы со студентами сняли с ним интервью, а потом в кафе я задал ему вопросы, ответы на которые мне было жизненно важно узнать… Я думаю, что студент обязан ценить своих мастеров, потому что это люди, которые создают их Творческую Жизнь.
                    «Творчество», по определению Стефана Цвейга, «смысл жизни и тайна жизни». Благодарим Николая Тележникова за возможность узнать его мнение  о некоторых смыслополаганиях и тайнах, что сопутствуют удивительному и прекрасному явлению в жизни человека – Творчеству.
    Арина Маркова, член Союза журналистов России, преподаватель
кафедры режиссуры кино и телевидения
 
 
По теме
Третий день Всероссийской Недели детской книги в Центральной городской детской библиотеке им.
Главное танцевальное событие года в Магнитогорске - Кубок главы города XXI "Региональный фестиваль-конкурс стильной хореографии "Улица горящих фонарей" - открыл третий Чемпионат и Первенство Магнитогорска по чирспорту.
Если ваши дети ещё малы для детского сада, приходите вместе с ними на игровые развивающие занятия проекта «Библионяня».
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей