Государственный исторический музей Южного Урала приглашает на уникальную выставку «Ислам. История, традиции, культура», где представлены лучшие образцы культурного наследия мусульман, проживающих в России, а также их единоверцев из арабских стран, Средней Азии, Ирана, Турции и других.
Не случайно эта грандиозная выставка открыта именно в столице Южного Урала — Челябинск всегда был многонациональным городом, который и сегодня остается примером доброго взаимодействия православия и ислама, культур славянских и тюркских народов.
Ислам исповедуют коренные жители Челябинской области — татары и башкиры. Им будет особенно интересна главная «изюминка» казанской коллекции — татарский шамаиль. Изначально шамаилем на Востоке называли словесное описание портрета пророка Мухаммада, выполненное тушью, красками на стекле или холсте. Татарский шамаиль — это каллиграфическая цитата из Корана на арабском языке, но украшенная особо красивым образом — национальными орнаментами, растительными узорами и прочими жизнерадостными декоративными элементами. Композиции выполнены в особой реверсной технике, где роспись сделана с обратной стороны стекла красками на подкладке из фольги. Несколько таких старинных работ представлены на выставке «Ислам. История, традиции, культура». Современный татарский шамаиль — это не только предмет религиозного культа, но и непременное украшение дома, радующее глаз и успокаивающее душу.
Восхищают рукописные Кораны конца XVIII века на арабском языке, на полях которых оставили свои комментарии многочисленные ученые богословы. Есть в казанской коллекции факсимильная копия Корана XVI века, чьи страницы украшает тончайший орнамент из сусального золота. Говорят, что в работе художники-переписчики использовали волосяную кисточку из трех кошачьих волосков — отсюда и такая тонкая работа. Но вообразите, насколько кропотлив был их труд, если за всю свою жизнь мастер успевал переписать от силы пять-десять священных книг!
В коллекции, привезенной из Санкт-Петербурга, основное место занимают предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные в позапрошлом веке — медная посуда, пиалы, кумганы, серебряные украшения и амулеты из Туркмении, домотканые персидские ковры. Здесь же ритуальное холодное оружие, украшенное изречениями из Корана и каламданы — очень старые футляры для письменных принадлежностей, расписанные затейливыми узорами.
Ещё одна уникальная вещь на выставке — старинный халат ишана, суфийского духовного лидера, на котором вручную тушью нанесены священные письмена. Судя по всему, этот халат носили более ста лет назад — в конце XIX века.
Помимо экспонатов в витринах, посетитель обнаружит много интересного и в самом выставочном зале. Шагая мимо картин художника Виктории Питиримовой с видами старинной татарской деревни, он увидит ее жителей, занятых повседневными делами. Затем гость выставки окажется в казахской юрте, которую как будто бы только что покинули хозяева, оставив всю домашнюю утварь на своих местах. На смену юрте придет небольшая, но очень интересная галерея картин с видами старых восточных городов с их мечетями, минаретами и шумных базарами.
Словом, на выставке в государственном Историческом музее Южного Урала культура ислама представлена очень полно и богато. Уникальность этой выставки еще и в том, что она объединила три превосходные коллекции — из Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга, Музея истории исламской культуры города Казани и Национального музея республики Башкортостан, а также предметы из музеев Челябинской области. Это большая удача, что множество ценнейших экспонатов разных эпох и народов, имеющих отношение к исламу, будут показаны гостям Государственного исторического музея Южного Урала одновременно.