В Челябинске перечислили женщин-режиссеров

Как известно, празднование 8 Марта восходит к движению за равноправие женщин. Среди требований, которые выдвигали сторонники равноправия, – отсутствие профессиональной дискриминации. Что же, затея, можно сказать, удалась – теперь почти не осталось исключительно мужских профессий. Женщины служат в армии, летают в космос, руководят крупными предприятиями и даже становятся президентами ( правда, пока не в России и не в США). Да и в кино женщина-режиссер уже не редкость, и мы с удовольствием вспомним самых интересных представительниц прекрасного пола в этой роли…

Лени Рифеншталь
Молодая танцовщица из Берлина всегда мечтала сниматься в кино. И, конечно, это ей удалось – свою первую роль она сыграла в 1925 году (в возрасте 23 лет). Это был фильм «Священная гора» режиссера Арнольда Фанка, причем сценарий был написан специально для Барбары Хелены Амалии Рифеншталь, которая предпочитала, чтобы ее называли просто Лени. Фильм прошел по экранам с успехом, и Лени продолжила сниматься – в фильмах «Большой прыжок» (1927), «Белый ад Пиц-Палю» (1929), «Бури над Монбланом» (1930) и «Белое безумие» (1931). Познакомившись с такими выдающимися режиссерами своего времени, как Георг Вильгельм Пабст и Абель Ганс, молодая актриса преисполнилась решимости снимать кино. Ее дебютом стал фильм «Голубой свет», который критика встретила прохладно, но публика приняла с восторгом.
Однако Лени хотела большего и смогла добиться своей цели только после встречи с набирающим политический вес лидером национал-социалистической партии Адольфом Гитлером. Впоследствии сама Рифеншталь утверждала, что не поняла истинных целей Гитлера и своего куратора, рейхсминистра пропаганды Геббельса. Однако отрывки из дневников министра говорят иное. «Она - единственная, кто нас понимает», - писал он.
По прямому заказу победившей на выборах в Германии партии Лени сняла свой знаменитый «Триумф воли» - о съезде НСДАП в Мюнхене. Затем появились фильмы, посвященные доблестному вермахту (еще до начала войны), Олимпийским играм в Берлине. Когда война началась, Лени, как истинная патриотка, сразу же отправилась на фронт в качестве военного кинорепортера… Увиденное там, однако, так потрясло ее, что она отказалась от дальнейшей работы.
После войны Лени оказалась в плену у американцев, потом ее судили, но отдельно от руководства Третьего рейха. Обвинения в пособничестве фашизму Рифеншталь отвергала, а свои фильмы называла «сугубо документальными». Что правда, то правда: даже в свою знаменитую картину «Обыкновенный фашизм» Михаил Ромм не мог не включить несколько кадров из «Триумфа воли»… в качестве примера нацистской пропаганды.
Умерла Рифеншатль в возрасте 101 года (!). После войны она кино не снимала, зато стала очень успешным фотографом.



Светлана Дружинина
Она тоже начинала как танцовщица и киноактриса. Сначала - хореографическое училище при музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Потом – училище при Большом театре. Затем, простившись с балетом после травмы, Светлана Дружинина, с успехом окончив ВГИК, снималась в таких картинах, как «За витриной универмага», «Дело было в Пенькове», «Девчата». Бесспорно, Дружинина была одной из первых красавиц советского экрана… Но вскоре поняла, что роль режиссера ее привлекает больше.
Дебютом режиссера Дружининой стала картина «Исполнение желаний» по роману Вениамина Каверина. Затем появились «Сватовство гусара», «Дульсинея Тобосская», «Принцесса цирка»… И уже в 1973 году стартовал самый успешный телевизионный проект Светланы Дружининой – сериал «Гардемарины, вперед!». В этом фильме соединилось все: авантюрный сюжет и реалии отечественной истории, музыкальные номера и дуэли на шпагах. Актеры, снимавшиеся в сериале, сразу обрели новый звездный статус – даже уже неоднократно снимавшиеся в кино Сергей Жигунов, Владимир Шевельков, Дмитрий Харатьян, Михаил Боярский… Впоследствии было снято продолжение – «Виват, гардемарины!» и третий сезон сериала…
Поняв, что историческая тема практически неисчерпаема, Светлана Дружинина сняла восемь (!) фильмов из цикла «Тайны дворцовых переворотов», который посвящен периоду, начавшемуся со смертью Петра Первого и закончившемуся восшествием на престол Екатерины Второй… По непроверенным данным, режиссер работает над четвертым сезоном бессмертных «Гардемаринов»…



Татьяна Лиознова
Она пришла в кино не сразу. Сначала поступила в авиационный институт, но, проучившись всего год, поняла, что инженером быть не хочет, – и поступила во ВГИК. Так Татьяна Лиознова оказалась среди учеников Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Ученики этой звездной пары часто играли в кино, однако Лиознова предпочитала оставаться за кадром. Сначала была вторым режиссером у своего учителя, а также у Станислава Ростоцкого. Потом появились самостоятельные работы – например, «Евдокия» по повести Веры Пановой. Потом на экраны вышел фильм «Три тополя на Плющихе» - удивительная и нежная история с музыкой Александры Пахмутовой и великолепным актерским дуэтом Олега Ефремова и Татьяны Дорониной.
А потом именно Лиозновой доверили снимать сериал о самом известном киноразведчике Советского Союза – «Семнадцать мгновений весны». Сериал пользовался небывалым успехом, и все прочили ему Госпремию СССР. Но работа была удостоена только премии РСФСР им. братьев Васильевых. Сказались прения, которые сопровождали съемочный процесс: руководству все время казалось, что враги Штирлица в фильме выглядят слишком симпатичными…
Потом были удивительные «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе Александра Гельмана. И «Карнавал» - практически бенефис Ирины Муравьевой, фильм, в котором актриса уверенно играет все ступени пути от наивной провинциалки до эстрадной суперзвезды.
Последний фильм Лиозновой на экраны так и не вышел: американская пьеса «Конец света с последующим симпозиумом» показалась чуждой нашему телевидению…



Нора Эфрон
Потомственный кинематографист Нора Эфрон родилась в семье сценаристов: и отец, и мать работали на Голливуд, потому не случайно, что и сама Нора, и ее сестры Делия и Эмми тоже стали писать киносценарии. А самая младшая сестра, Холи, выбрала карьеру журналиста и автора детективов. Впрочем, сама Нора Эфрон тоже начинала как журналист, даже прошла стажировку в Белом доме (президентом тогда был Джон Кеннеди) и пять лет трудилась репортером «Нью-Йорк пост». Потом была «женская» колонка в журнале «Эсквайр», из которой выросли и первые книги, и сценарии. Успех пришел к ней сразу – и «Силквуд», и «Когда Гарри встретил Салли» оказались успешными проектами. Потом Нора решительно села в режиссерское кресло и поставила дебютный фильм, естественно, по собственному сценарию – под названием «Это моя жизнь». Трижды Нора Эфрон была номинирована на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Но приз прошел мимо – даже вошедшая в список лучших рождественских фильмов картина «Неспящие в Сиэтле» не получила заветную статуэтку.
К сожалению, в возрасте 71 года Нора Эфрон умерла от лейкемии.



Кэтрин Бигелоу
Карьера Бигелоу началась с увлечения живописью. Правда, сама она как художник успеха не добилась, однако умение видеть перспективу, строить композицию и сочетать цвета впоследствии пригодилось. Работая преподавателем в Калифорнийском институте искусств, Кэтрин Бигелоу начала писать о кино, а потом сама решила поучиться киноискусству… В 1989 году она вышла замуж за режиссера Джеймса Кэмерона. Уже в 1991 году брак распался, но, возможно, не без влияния создателя «Терминатора» и «Чужих» Кэтрин стала снимать картины именно в жанре «экшн». Хотя просто зрелищными фильмами не были ни «На гребне волны», ни «Голубая сталь», ни «Вес воды»… Тем более нельзя назвать боевиком фильм «К-19», который рассказывает о трагедии советской (!) подводной лодки.
Сняв кино про войну «Повелитель бури», Бигелоу получила за него «Оскар», став первой женщиной, удостоенной приза киноакадемии за режиссуру. Странно, но антивоенный пафос, присущий этому фильму, куда-то улетучился в следующей работе - «Цель номер один», которая рассказывает о ликвидации Усамы бен Ладена. Фильм называли «пропагандистским», критиковали за сцены пыток… Потом появилась информация, что на самом деле бен Ладена убили совсем не так, как было объявлено официально. Так или иначе, пока Кэтрин Бигелоу держит паузу…



София Коппола
Как вы думаете, легко ли жить с такой фамилией? Даже дальний родственник режиссера по имени Френсис Форд – актер Николас взял псевдоним Кейдж. Но Софии выбирать не пришлось, поскольку она – дочь своего отца и с малых лет росла на съемочной площадке. Первая роль – ребенок в первом «Крестном отце», затем Мэри Корлеоне в третьем «Крестном отце». Эта работа была жестко встречена критикой, и София завершила свою карьеру актрисы. Зато решилась перейти на другую сторону силы и смело дебютировала с картиной под названием «Превзойти звезду». Эта короткометражная лента получила положительные отзывы. Софию, конечно, сравнивали с отцом, но отмечали безусловную оригинальность и талант дочери.
Потом был фильм с громким названием «Девственницы-самоубийцы», а затем «Трудности перевода» - триумфальное восхождение на Олимп, где Софию Копполу ждал «Оскар». Правда, не за режиссуру, а за оригинальный сценарий.
Следующие фильмы - «Мария-Антуанетта», «Где-то» и «Элитное общество» прошли без особого ажиотажа, но вполне достойно. София продолжает снимать…
 
По теме
Третий день Всероссийской Недели детской книги в Центральной городской детской библиотеке им.
Главное танцевальное событие года в Магнитогорске - Кубок главы города XXI "Региональный фестиваль-конкурс стильной хореографии "Улица горящих фонарей" - открыл третий Чемпионат и Первенство Магнитогорска по чирспорту.
Если ваши дети ещё малы для детского сада, приходите вместе с ними на игровые развивающие занятия проекта «Библионяня».
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
На Южном Урале сотрудники ФСБ обезвредили «черных нефтяников» - Южноуральская панорама Злоумышленники похитили более 200 тонн дизельного топлива. УФСБ России по Челябинской области задержала шестерых местных жителей, которые воровали дизельное топливо в промышленных масштабах.
Южноуральская панорама
Свиной «пожар» по-остроленски - Газета Всходы Встреча с жителями посёлка прошла в сложной обстановке Сегодня, 28 марта 2024 года, состоялась встреча руководителей с жителями п.Остроленский.
Газета Всходы
Врач рассказал, как часто можно есть фастфуд - Областной ЦМП В четверг, 28 марта, врач Челябинского областного центра общественного здоровья и медицинской профилактики Данил Абубакиров стал гостем эфира на «Радио Ваня» в южноуральской столице.
Областной ЦМП
Встреча поколений - Ашинский район         25 марта студенты Ашинского индустриального техникума Жимоедова Карина и Чистяков Илья вместе с советником директора по воспитанию и работе с общественными организациями Бобровой Екатериной Раисовной посетили сла
Ашинский район
Всемирный день театра - Краеведческий музей 27 марта – Всемирный день театра, который ежегодно отмечается с 1962 г. В этот день мы решили рассказать о необычном спектакле, поставленном в Троицкой женской гимназии зимой 1918-1919 гг.
Краеведческий музей