Одиннадцать кукольных спектаклей – за четыре дня – на трёх площадках. Театры Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Йошкар-Олы погрузили Челябинск в мир искусства. Завершает фестиваль "Соломенный жаворонок" сегодня, 24 октября, наш челябинский театр кукол. Корреспондент ГТРК "Южный Урал" Юлия Габдрахманова окунулась в эту творческую атмосферу и увидела один из спектаклей афиши.
По режиссерскому замыслу, зрители приходят на некую церковную службу за упокой. Дальше – действие пьесы переносит в царство мертвых. Вместо лиц у марионеток - черепа, а их тела давно превратились в скелеты. Историю любви по Шекспиру зрителям подают в стиле "макабр дэнс", в переводе – "пляска смерти". Здесь она не просто танцует на костях, но насмехается и властвует.
В постановке белорусского режиссера Олега Жюгжды, сюжет известной повести "приправлен" щепоткой черного юмора.
– Ну не могу без смеха вспомнить, как она кричала весело "ага". А между тем, здоровый был синяк. Он как фонарь во лбу у неё светил!
Обрамлен современным "непастернаковским" переводом, а философский замысел здесь и вовсе какой-то латиноамериканский, где смерть – не конец, а шаг в новую жизнь. Правда, познают её только Ромео и Джульетта. Они и в спектакле – единственные, кто сохранил человеческий облик.
"Меняется внутреннее состояние души. Вот за те несколько дней, потому что у Шекспира и у нас проходит буквально меньше недели. И за это время они успевают прожить целую жизнь для себя", – говорит Юлия Селаври, главный художник Екатеринбургского театра кукол.
Эта экспериментальная постановка 16+ от Екатеринбургского театра кукол уже завоевала и скептические отзывы критиков, и восторженные отклики зрителей. История любви, без прикрас и слащавости, говорят постановщики, заставляет ответить на вполне логичный и человечный вопрос: кто же виноват, что погибли влюбленные подростки? Именно поэтому пьеса по Жюгжде рассчитана на взрослого и думающего зрителя.
"Мы должны их беречь, мы должны их сохранить как личностей. И учитывать хрупкость, чтобы не разбить этот сосуд. Потому что этот сосуд наполняется в течение жизни", – отмечает Елена Ильина, заведующая литературной частью Екатеринбургского театра кукол.
За время фестиваля "Соломенный жаворонок" челябинская публика увидела 11 спектаклей. Показали и премьеры. Одна из них – по рассказу известного писателя Кира Булычева. Победителей назовут сегодня, на церемонии закрытия.
Юлия Габдрахманова, Виталий Черепанов