Клара Антонова: балет «Пахита», записки на полях театральной программки

Фото: images.aif.ru
Новый театральный сезон для южноуральского балета начался с «Лебединого озера», «Дон Кихота» и нового спектакля «Пахита», премьера которого недавно состоялась. Клара Антонова. Накануне Всемирного дня театра – балет «Анюта»

Я в тот вечер находилась в зрительном зале оперного театра, в окружении многочисленной публики. Купила программку. Поудобней расположилась в кресле. Как всегда, стала внимательно рассматривать содержимое программки и делать свои заметки на ее страницах. Конечно, приковывало внимание название спектакля. Оно было выделено ярко-красным цветом. И большие печатные буквы, разместившись в стройной линии, как примерные танцовщицы от одного края сцены до другого, составили главное слово вечернего представления – «ПАХИТА». Оно особенно эффектно выглядело на торжественном сине-бело-желтом фоне развевающегося занавеса с богато-золотистым орнаментом, будто открывающего окно театральной сцены на декоративный задник. На нем бело-голубые облака. Их разрезают огромные, остроконечные скалы. На одной из вершин - таинственный, сказочный замок. С левого края листа - архитектурно-художественное обрамление общей картины утонченными колоннами и такими же, устремленными вверх, ажурными подсвечниками со свечами. Это придавало общему облику программки импозантный оттенок. Внизу - легким намеком - коричневато-желтый шатер и экзотические, зеленые растения. Вся эта живописная фантазия послужила основой для сообщения зрителю важных сведений о спектакле. Небольшими белыми буквами написано: имена композиторов - Э. Дельдевез, Л. Минкус, «балет в 2-х действиях, четырех картинах. Либретто в редакции Юрия Клевцова». Далее, как положено в программах оперного театра: действующие лица, краткое содержание действий - первого, второго, картин -первой, второй, третьей, четвертой. Перечислены 8 персонажей. Упомянуто участие артистов балета, миманса, учеников хореографического колледжа ЮУрГИИ. Выделены имена и фамилии постановщиков, создателей спектакля. Балетмейстер - Юрий Клевцов , ассистент балетмейстера - Юрий Выскубенко , художник - Дмитрий Чербаджи , музыкальный руководитель, дирижер - Евгений Волынский , педагоги-репетиторы - Татьяна Предеина, Андрей Булдаков, Наталья Выскубенко, Наталья Кулешова, Эдуард Сулейманов , концертмейстеры - Александр Свободин, Михаил Рейнер, Екатерина Телешова . На последней странице - три цветных репродукции с эскизов декораций. В голубовато-зеленых, светло-сиреневых, сине-бело-красных тонах. И четыре эскиза женских костюмов, один - мужского. В конце представлен «Попечительский совет Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки».

Вместе с программкой «Пахиты» я держала в руках припасенный к открытию 62-го сезона, Репертуар оперного театра на сентябрь-октябрь 2017-го года. Под разрозненные звуки инструментов музыкантов оркестра, разогревающихся перед началом спектакля, знакомилась с афишей. И обратила внимание: из девяти названий балетов семь связаны с именем Петипа, оставившего мировой и отечественной хореографии выдающиеся образцы наследия 19-го века. Выходит, Петипа в Челябинске на сегодняшний день - самый современный и исполняемый мастер танца. И как знаменательно, что к весне 2018-го года, когда весь балетный мир будет отмечать 200-летний юбилей Альфонса Виктора Мариуса Петипа , на сцене нашего главного музыкального театра предстанут когда-то сохраненные Петипа «Эсмеральда» (новая редакция по Перро), «Жизель» (новая редакция Петипа по Коралли), созданные вновь «Лебединое озеро» (вместе с Львом Ивановым), «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка» и «Пахита» (сначала-по Мазилье, потом - собственные варианты).

«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть1) Подробнее

Поставленная Юрием Клевцовым «в духе Петипа», сохранившая Большое классическое Па (не указано, к сожалению, имя главного сочинителя этого шедевра), «Пахита» явилась на южноуральскую сцену знаком благодарной и доброй памяти хореографа 21-го века мастерам балета 19-го, 20-го веков, тем, кто донес до нас драгоценные фрагменты старинного представления. И одновременно - ставшая оригинальной версией сегодняшнего виденья цельного, развернутого спектакля. Это успешно сделал уже в Париже «балетный археолог» Пьер Лакотт 16 лет тому назад, затем показал возрожденный балет в 2013 году в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Вскоре, тщательно изучивший, расшифровавший записи «Пахиты» по системе Степанова в архиве Гарварда, поставил этот балет в Мюнхене Алексей Ратманский . Весной 2017-го в Санкт- Петербурге появилась версия Юрия Смекалова и Юрия Бурлаки . Так что все чаще современные балетмейстеры обращаются к этому старинному спектаклю, стараясь вернуть его зрителю в развернутом виде. В их числе - Юрий Клевцов. «Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть2)

О чем же балет? В центре сюжета - судьба Пахиты. Маленькой девочкой похищенная цыганами, с годами она превращалась в юную красавицу и отменную плясунью. Не избежав напряженных, запутанных происшествий на пути к счастью, она находила своих знатных родителей и возможность стать женой влюбленного в нее молодого дворянина. Одним из интригующих моментов по ходу действия являлась сцена спасения возлюбленного путем подмены стакана с отравленным вином. Благополучный финал с традиционной свадьбой и общим праздничным весельем обещал зрелище торжественное, радостное. Когда и где появился балет? Во Франции, в парижской Большой опере. Весной 1846 года на музыку Э. М. Дельдевеза, по сценарию П. Фуше, Ж. Мазилье поставил двухактный балет в трёх картинах Мазилье. В главных ролях выступили прехорошенькая романтическая артистка и певица, итальянка Карлотта Гризи (Пахита) и родной брат Мариуса - Люсьен Петипа (Люсьен). Я думаю, театралам известны эти факты. Но не лишне вспомнить о них, верно? Как и о том, что образ героини, по утверждению балетоведов, заимствован либреттистами у писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра из новеллы «Цыганочка». К слову сказать: 29 сентября 2017 года Сервантесу исполнилось 470 лет(!) Из прошлого - в настоящее. Когда же название «Пахита» возникло на афишах нашего города? 40 лет тому назад. В 1977 году первая прима-балерина Челябинского оперного, а в то время ведущая солистка Большого театра Светлана Адырхаева вместе со своим мужем Алексеем Закалинским реставрировали «Большое классическое Па» из третьего действия старинного балета, сохранили, как было принято, название всего балета. В 1995, в 2003 годах Герман Прибылов воссоздал «Большое классическое Па» вновь как самостоятельное и самодостаточное произведение искусства под тем же именем главной героини. В 2008 это «Гран па» завершало спектакль «Золотой век Русского Императорского балета». Тогда лучшей Пахитой для меня стала Татьяна Предеина . И вот, спустя еще 14 лет, Юрий Клевцов сочинил новый спектакль в двух действиях, четырёх картинах.

Несмотря на то, что «Пахита» появляется в репертуаре балетной труппы в пятый раз, это особый случай. Хореограф проделал немалую работу по обновлению, сокращению, введению нового действующего лица и «Сна Пахиты» во вторую картину либретто. А как же спектакль, вправе спросить читатель. Он промелькнул, действительно, как сон. Оставив мне возможность вернуться вновь к программке и моим заметкам лишь во время антракта и дома. Я отметила, что долгую жизнь балету обеспечили, в первую очередь, хореография, ее сочетание с талантливой пантомимой, испанский колорит классических движений, заразительно-танцевальная музыка. Сам Петипа был первоклассным «мимом», знатоком испанских танцев. Потому блеснуть перед российской публикой по приезде в Петербург, после Нанта, Бордо, Нью-Йорка, Мадрида, лучшего спектакля, чем «Пахита» - парижская новинка, молодой Петипа не видел. Для своего дебюта он перенес этот балет 6-го октября по новому стилю 1847 года на сцену Большого петербургского театра. Выходит, 170 лет(!) тому назад «Пахита» появилась в России. Как вовремя спектакль предстал перед южноуральцами, не правда ли?

«Баядерка». Челябинский театровед Клара Антонова о премьере балета (Часть3) Подробнее

Даже многолетние потери первозданных балетмейстерских находок Петипа не остановили Юрия Клевцова от желания вернуть на сцену одно из любимых созданий самого плодовитого хореографа 19-го века. Все внимание Юрий Викторович сосредоточил на русской академической школе балета, включающей исторический, характерный, деми-характерный, классический танцы. Цитируя и сохраняя лучшие фрагменты прежних постановок: бального полонеза, мазурки с их поклонами, парадными па, «голубцами», поворотами, «ключами», подчеркивая в выходах кордебалета, солисток, балерины стиль исполнения академической мазурки в «Большом классическом па», Клевцов также пытался следовать композиционным принципам Петипа в хореографических «текстах» взаимодействия всех участников той или иной сцены. Чаще всего использовал прямые линии вдоль рампы, кулис, задника, центра сцены, выстраивая артистов по диагонали, по кругу. А разработанная Петипа форма хореографической миниатюры внутри многоактного балета позволила Клевцову сочинить новую сцену – «Сон Пахиты».

Имя Юрия Клевцова я впервые встретила в программке премьерного спектакля «Эсмеральда» Ц. Пуни на сцене Челябинского оперного театра в 2012 году. Хореографом-реставратором постановки Мариуса Петипа стал серьезный знаток наследия прошлых мастеров - Юрий Бурлака. Отдельные танцы сочинил Юрий Клевцов. Дирижировал балетом одаренный Антон Гришанин, который вскоре переехал в Москву и стал дирижером Большого театра. А Клевцов, окончив сценическую карьеру ведущего танцовщика Большого, приглашенного солиста в Аргентине, Стамбуле, гастролирующего артиста в проекте «Звезды ХХI-го века», защитив диплом по специальности «Балетмейстер-постановщик» в РАТИ (Российская академия театрального искусства), недолго поработав в Ростовском музыкальном театре балетмейстером, приехал в Челябинск. После союза с Бурлакой в работе над «Эсмеральдой» Юрий Викторович создает в соавторстве с хореографом Марией Большаковой и художником Дмитрием Чербаджи новую редакцию «Щелкунчика» П. И. Чайковского. Тогда особенно запомнилось, как живо, по-современному смело была решена одна из традиционных на российской сцене - Новогодняя елка в первом акте . В 2014 году в содружестве с художником Чербаджи осуществляют новые сценические редакции балетов «Лебединое озеро» и «Баядерка». В 2016 - добрым бажовским огоньком осветила сумрачную картину деревенской глуши ларинской усадьбы его «Русская пляска» в опере «Евгений Онегин». А 2017 - удачно укрепил, ранее возникший творческий триумвират: Волынский, Чербаджи, Клевцов балет «Пахита». Клара Антонова: «Дон Кихот «В честь Екатерины Максимовой»»

Евгений Волынский - музыкальный руководитель и дирижер спектакля оказался одним из главных героев новой постановки. Живой, темпераментный, радостный, пластически выразительный. Он воистину «протанцевал» весь балет. Так были красноречивы его руки, корпус, эмоции. Эскизы художника Дмитрия Чербаджи , чей почерк узнаваем по прежним работам в нашем театре, на этот раз, на мой взгляд, оказались более притягательны, чем реализованное воплощение в сценических декорациях и костюмах, подчеркивающих «тяжелый шик» императорских театров. Особенно в сравнении с французским вариантом Пьера Лакотта и художницы Луизы Спинателли, где чистые пастельные цветовые тона костюмов, не перегруженных украшениями, исполненных изящно, с чувством особого благородства, радовали глаз. А свободный от лишних живописных подробностей задник помогал зрителю сосредоточиться на танцах артистов с их меняющимися переходами, очаровательными комбинациями, и милой, ясной пантомиме. В нашем премьерном спектакле самое доброе впечатление оставили артисты кордебалета. Они достойно исполнили массовые танцы. Особенно - в первой и четвёртой картинах. Вновь, как и прежде в «Иде», хорошо выглядел мужской кордебалет. Он приобрел профессиональную чистоту и стройность в исполнении ансамблевых сцен. Дети неплохо справились с таким сложным танцем, как мазурка.

Солисты в меру своих возможностей и природных данных старались соответствовать порученным балетмейстером партиям. Мне удалось увидеть лишь один состав. О них и делюсь своими впечатлениями с читателем. Диана Косырева - гостья из Москвы не первый раз участвует в спектаклях челябинцев. На этот раз - в роли главной героини. Ее Пахита обаятельная, женственная, приятная. Внешним обликом слегка напоминает первую исполнительницу парижской сцены - Карлотту Гризи. Партнер Дианы - Валерий Целищев в партии Люсьена - надежный, внимательный, романтичный поклонник своей избранницы. Однако актерский дуэт, наполненный чувством любви, тепла, нежной страсти, на мой взгляд, еще не состоялся. Предводитель цыганского табора Иниго, безуспешно преследующий свою лучшую танцовщицу навязчивыми ухаживаниями, в исполнении Зураба Микеладзе особо темпераментно и выразительно проводит первую картину. Его позы скульптурны, движения резки, полны гнева, ярости, когда Пахита отказывается танцевать по его приказу. Два опытных артиста, подчиняясь традиции балетного театра, выступили в пантомимных ролях. Михаил Филатов исполнил роль отца Люсьена, французского генерала Графа де Эрвильи. Его пластика певуча, облик благороден. На долю Андрея Булдакова выпала наименее выигрышная роль, без ясной цели и задачи. В «Действующих лицах» программки его персонаж назван Дон Лопес де Мендоза - губернатор провинции в Испании, главное предназначение которого в спектакле - встречать и сопровождать своих друзей из Франции. Но его присутствие в сюжете балета определяет основной колорит испанского оттенка в красках движений танцоров. Постановщик волен был, как мне кажется, «наградить» героя Булдакова хотя бы несколькими па в момент приглашения жителей провинции Сарагосса «станцевать в честь французских гостей». Но загадочный персонаж так и остается «безмолвным». Зато удачно придуманный Клевцовым новый участник балетных событий - юный слуга Иниго Цыганенок - становится одной из самых живых и важных фигур в спектакле. Николай Юскин ясно, понятно, увлеченно, заразительно-игриво, естественно и ярко воплощает образ Цыганенка, маленького спутника, участника коварного плана своего хозяина-цыганского барона Иниго в подготовке убийства Люсьена, возлюбленного Пахиты. Юскин легко и достоверно живет в условном мире балетного представления, помогая мне, как зрителю, воспринимать «Пахиту» прежде всего как романтическое театральное зрелище, а не просто хореографический двухактный дивертисмент, демонстрирующий технику танцоров, композиционное мастерство прошлых и сегодняшних балетмейстеров. Хотя массовый танец в первом действии изобретателен и хорош.

По мнению Клары Антоновой, актерский дуэт, наполненный чувством любви, тепла, нежной страсти, еще не состоялся. Фото: Челябинский Государственный академический Театр оперы и балета им. М.И.Глинки / Андрей Голубев

Не проходит восторг от воплощения в танце музыки в «Большом классическом па». Он постоянен и бесспорен . Потому возбужденные крики публики, длительные аплодисменты, взаимное радостное чувство благодарности зрителей и раскланивающихся перед ними артистов - доказательство успешно прошедшей премьеры. Казалось, что собравшиеся в освещенном люстрами и позолотой зале горожане хотят продлить мгновения встречи с театром. Где нет житейских забот, темных вечерних улиц. Где звучит радостная музыка, сцену заполняют нарядные, изящные танцовщицы, галантные кавалеры. И оживает старинный балет с его сюитой номеров, бесхитростным развлекательным сюжетом. Особенность театра - в нем каждый вечер уникален, он всегда неповторим. Будут иные исполнители - возникнут новые впечатления. Да и спектакль, возможно, воспримется по-иному.

 
По теме
ЧЕЛЯБИНСК, АН "Доступ" Театр – это не только вечные ценности, особый мир, развертывающий перед зрителями панораму человеческих чувств, место для философии и размышлений.
08.12.2017
 
В Миассе прошел новогодний бал - Миасский рабочий 15 декабря в Доме купца Смирнова состоялся новогодний русский бал. Русский бал стал для Миасса замечательной культурной традицией – он проводится уже четвертый год подряд.
16.12.2018
 
Магнитогорск. В театре оперы и балета прошел большой концерт, посвященный 25-летию ансамбля скрипачей «Концертино» детской школы искусств «Дом музыки».
16.12.2018
 
На Нетребко билеты в партер будут покупать за любые деньги. Личный архив - КП Челябинск Организаторы гастролей рассказали «КП» о закулисье шоу-бизнеса - тайны звезд от промоутеров Игорь ПОЛЯКОВ Российские звезды часто жалуются на проделки концертных промоутеров: то тут обманули, то там обокрали.
16.12.2018
 
Худрук — в деле. Магнитогорская консерватория приглашает ценителей симфонической музыки - Верстов.Инфо Магнитогорск . В понедельник, 17 декабря в стенах Магнитогорской консерватории Симфоническим оркестром будет дирижировать его художественный руководитель Кирилл Кочетков.
15.12.2018
Эксперты объяснили, как извращенцы ловят в свои сети детей Александр РОГОЗА @rogozavr Сайт, где в аренду предлагали девочек и мальчиков, на прошлой неделе разоблачили активисты, которые борются с педофилами.
15.12.2018 КП Челябинск
Андрей Федорцов: "Балабанов сказал "Испугайся!". И я испугался…" - Магнитогорский металл В его фильмографии множество разноплановых ролей. Но, пожалуй, в первую очередь вспоминаются незадачливый режиссер Степа из фильма "Брат", лейтенант Вася Рогов из сериала "Убойная сила" и, конечно,
17.12.2018 Магнитогорский металл
Организаторы гастролей рассказали «КП» о закулисье шоу-бизнеса - тайны звезд от промоутеров Игорь ПОЛЯКОВ Российские звезды часто жалуются на проделки концертных промоутеров: то тут обманули, то там обокрали.
16.12.2018 КП Челябинск
В прошедшие выходные в Озерске побывал представитель Московской Ассоциации Клубов Айкидо Ёсинкан Вячеслав Васильев (5 дан).
14.12.2018 Озерский вестник
Сегодня, 17 декабря, по данным единой дежурно-диспетчерской службы, в связи с плановыми работами с 9-00 до 17-00 отключено энергоснабжение на улицах Аносова, дома 2-52, Береговая Ветлужская, дома 1-37, 2-36, Циолковского,
17.12.2018 Златоуст.Инфо
Магнитогорск. На аппаратном совещании в минувшую пятницу начальник городского управления по охране окружающей среды и экологического контроля Марина Зинурова рассказала о нарушениях за последние три недели,
16.12.2018 Верстов.Инфо
Плановые работы на 17 декабря. Электроснабжение Будет прекращена подача электроэнергии в жилые дома по улицам: 1. Центральная часть города Автозаводцев 39; Романенко 28,30,32; Ферсмана 4,5,6,7.
16.12.2018 Миасский рабочий